Не зарасти хмызняком: зачем Беларуси мелиорация

Экологи бескомпромиссны в оценке ущерба природе от мелиорации — они констатируют, что труднопреодолимые угрозы для водной безопасности страны растут.

Реконструкция мелиоративных систем на площади 67 тыс. га, которую в Гомельской области собираются провести до 2030 года – пожалуй, крупнейший мелиоративный проект, заявленный в новой истории Беларуси. Еще на 30 тыс. га планируются культуртехнические работы. Большая мелиорация возвращается.

Процесс пошел

Как сказал во время визита в Гомельскую область президент Беларуси Александр Лукашенко, раньше к мелиорации относились безобразно, теперь приходится брать штурмом – Беларусь не должна зарасти хмызняком.

Слова белорусского президента – явный знак пристального внимания к мелиорации на самом высоком государственном уровне, к тому же предложение из Гомельской области ему уже внесено. Проект оценивается примерно в 175 миллионов рублей.

Как сообщил председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко, по итогам 2024 года к уровню 2021-го объем выполненных работ увеличен в два раза. В эту пятилетку в регионе вернули в сельхозоборот более 80% от выявленных неиспользуемых мелиорированных земель. Как говорится, процесс пошел.

Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата также рассчитана на период до 2030 года. Она нацелена на сохранение белорусских водных экосистем. В ее масштабе более ясными становятся не только цели мелиорации, но и ее ограничения.

Территория Республики Беларусь служит водоразделом бассейнов Балтийского и Черного морей. Примерно 55% речного стока приходится на реки бассейна Черного моря и 45% – Балтийского.

По фондовым данным, на территории Беларуси насчитывается более 20 тыс. водотоков общей протяженностью свыше 90,6 тыс. км и более 10 тыс. озер, в которых сосредоточено около 9 куб. км воды.

Наиболее обеспечены водными ресурсами Витебская и Гродненская области, наименее – Гомельская и Брестская. Водохранилища наливного типа сосредоточены в основном в южной части страны, где проводится наиболее активная мелиорация, а озерного типа – в северной.

В стратегии отмечается, что за последние пять лет наблюдается тенденция к улучшению экологического состояния поверхностных водных объектов – 72,4% из них присвоен хороший и выше экологический статус. При этом значительную антропогенную нагрузку испытывают 1,2% поверхностных водных объектов (их участков).

Согласно Закону «О мелиорации земель», она представляет собой деятельность по коренному улучшению земель для создания и поддержания оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв.

Ключевое слово – улучшение. Речь о почвах для сельхозрастений, лесов и иных насаждений, что само собой предполагает баланс между интересами сельхозпроизводства и сохранения водных экосистем. Именно экологи первыми забили тревогу в связи с «безобразно проводимой» в советские времена мелиорацией.

Экологический баланс

Как не зарасти хмызняком, поддерживая при этом экологический баланс?

В 2021 году на IV Международном водном форуме «Родники Беларуси» в Минске был поднят ряд проблем экологии. В отличие от государственных чиновников экологи бескомпромиссны в оценке ущерба природе от мелиорации.

Так, аномально низкая влажность воздуха вместе с исчезновением обильной росы, пересыханием колодцев, малых водотоков и водоемов, катастрофическим обмелением рек свидетельствует о переосушенности и нарастании труднопреодолимых угроз для водной безопасности страны.

Причина этих явлений напрямую не зависит от климата, она кроется в нарушении существовавшего ранее природного равновесия. «Начинается мелиоративным каналом» – такая характеристика местоположения истока стала типичной для рек, в той или иной степени затронутых мелиорацией.

Выступая на водном форуме, об этом сказал эксперт одной из экологических организаций. Он обратил внимание на то, что вместо естественного истока Немана, которым была река Неманец, протекающая в 0,8 км к юго-западу от деревни Красное в Узденском районе, теперь «условно принято место слияния канала Л-2 и канала Л-2-2 у насосной станции, расположенной в 2,5 км к северо-западу от села Речица».

Резюме эколога нелицеприятно: мелиорация уничтожила исток, естественного русла нет, длина Немана уменьшилась на 24 км. Экологический баланс – это, в первую очередь, здравый смысл, помноженный на бережное отношение к природе, закрепленное на законодательном уровне.

Главное, чтобы такое отношение реализовывалось на практике, а для этого надо соблюдать Закон «Об охране окружающей среды». В нем есть определение биосферного резервата. Это – отдельные особо охраняемые природные территории, которые подлежат специальной охране. Речь также о территориях, где целенаправленно стимулируется рациональное (устойчивое) природопользование.

Законодательные условия для исправления старых ошибок созданы, теперь многое зависит от действий местной вертикали, соответствующих контролирующих органов и гражданских экологических инициатив, зрелой научной проработки предстоящих мелиоративных проектов.

Иначе будет как в пословице: гладко было на бумаге, да вмешались овраги, причем в случае с мелиорацией – в прямом смысле овраги, когда размах был на рубль, а итог на копейку.

Не наступить на старые грабли

Председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко привел пример незавершенки из прошлого.

Так, во времена СССР было построено Днепро-Брагинское водохранилище. Идея была такова: взять насосной станцией воду, когда идет таяние снега, поднимается высота Днепра, закачать в большое хранилище и потом орошать землю. Но проект так и не был завершен.

Как говорит Крупко, сейчас в системе все работает, но не сделана самая главная часть: не выстроены до конца каналы, которые могут орошать поля влагой. Просто надо завершить этот проект.

Известно, что в Гомельской области раз в десять лет происходят серьезные подтопления, четыре раза за пять лет в регионе сталкивались с сильными засухами. В результате недостаток влаги все труды, в том числе по мелиорации, сводит на нет. А 55 млн кубов воды из водохранилища – это возможность оросить от 11 тыс. до 15 тыс. гектаров земли.

Есть и другая сторона медали. Осушение четверти территории Белорусского Полесья привело к истощению водных ресурсов региона, переосушению, усилению минерализации торфа и ветровой эрозии почв. Деградация осушенных торфяных почв и появление новых выработанных участков торфяных месторождений усиливают и ускоряют эти процессы

Об этом когда-то напоминал в своем докладе ООН академик НАН Беларуси Николай Бамбалов (1938 – 2020). Он отмечал, что как раз осушение более миллиона полесских болот привело к учащению атмосферных засух, поздневесенних заморозков.

Все это усложняет ведение сельского хозяйства в этом регионе. На территории Полесья не осталось водоемов, которые бы не были затронуты мелиорацией. Около 90 % их являются водоприемниками дренажных вод, около трети водоемов используются для орошения.

В результате непродуманной мелиорации произошло сокращение водосборных площадей на многих озерах, что привело к падению уровня грунтовых вод, а по хлоридам и сульфатам – в десять раз. Для восстановления полноводности и чистоты малых рек необходима регламентация хозяйственной деятельности.

Особое внимание заслуживает проблема поймы реки Припять. Мелиоративные мероприятия, создавая благоприятные условия для культурных растений, могут отрицательно влиять на естественную растительность. Ведь при широких масштабах мелиорации происходит изменение природной среды.

При проведении культуртехнических и агротехнических работ должны сохраняться участки древесной растительности, охраняться полезащитные полосы, участки земель, представляющие хозяйственную ценность. Чтобы не наступить на старые грабли, при мелиорации земель необходимо сохранять и среду обитания – условия размножения и пути миграции животных, обеспечивать неприкосновенность участков, представляющих особую ценность существования фауны.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *