Shutterstock/FOTODOM Фантастические фильмы рисуют совершенно невероятные картины мегаполисов будущего — от многоуровневого городского пространства с летающими такси, цифровой и роботизированной сферами услуг до малонаселенных пространств с заброшенными опустевшими постройками-небоскребами. Но насколько вероятны подобные сценарии развития городов? В рамках недавно прошедшей форсайт-сессии «Города России через 50 лет» эксперты-урбанисты и архитекторы обсудили перспективы пространственного развития и факторы, влияющие на этот процесс.
Стремление вверх
Прежде всего сегодня неизбежным видится увеличение объемов высотного строительства в городах. Так, по данным Единого ресурса застройщиков, в 2025 году средняя высота московской новостройки превысила 31 этаж — это выводит столицу России в абсолютные лидеры по показателям высотного строительства в стране. По мнению главы архбюро HADAA Георгия Тюгаева, это закономерный ответ урбанистики на задачу расширения города в условиях существующей инфраструктуры: «Усиливать ее за счет большего насыщения на единицу площади гораздо эффективнее, чем создавать с нуля в чистом поле. Поэтому возведение небоскребов в городах средней плотности — один из самых понятных и эффективных способов их адаптации к процессам укрупнения».
Однако сегодня высотки — не просто жилые башни, а «вертикальные города» с офисами, парками, школами и фермами под общей крышей. «Все, что находится в одном здании, становится доступным при помощи движения на лифтах. Это является как одним из главных преимуществ типологии, так и ее слабым местом: если происходит сбой в данной системе, то концепция удобства ломается», — отметил партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков.
Обратный вектор
Другим направлением развития мегаполисов эксперты считают активное освоение подземных пространств. Действительно, в условиях жестких ограничений на застройку исторических центров и растущего спроса на инфраструктуру подземные пространства становятся не просто резервом, а стратегическим ресурсом устойчивого развития. Более того, активное развитие подземных пространств позволит сохранить историческую городскую среду и улучшить качество жизни в городе благодаря выделению территорий для прогулочных зон, парков и зеленых скверов.
В Москве это направление еще не стало мейнстримом, хотя уже есть интересные и качественные проекты подземного строительства. Архитектор Тимур Башкаев считает, что в ближайшие годы раскроется большой градостроительный потенциал пространства внутри Садового кольца в Москве: «Подземный уровень столицы будет развиваться довольно активно, причем именно в центральной ее части. Речь, конечно, идет не о жилых объектах, а о строительстве общественных пространств, торговых, культурных и деловых центров».
В свою очередь, главный архитектор бюро CONTINUUM Олеся Могилевская обратила внимание на перспективу развития под землей инфраструктуры сервисов доставки: «Есть идея использовать подземное пространство под пункты доставки, под хабы постаматов. В последние годы этот сервис в мегаполисах набирает обороты, а первые этажи под эти, по сути, склады использовать жалко и выглядит это довольно мусорно». Стоит признать, подземные пространства действительно подходят под эти функции, при этом, с одной стороны, освобождают улицы, а с другой, сохраняют уровень сервиса.
Движение — жизнь
Одним из важнейших факторов, определяющих жизнь человека в будущем, становится фактор его мобильности и доступности тех или иных объектов. Безусловно, многие сервисы уйдут в цифровой формат и необходимость в большом количестве мелких поездок просто отпадет. Но самим сервисам доставки потребуется инновационная инфраструктура. Так, обозначая основные направления и тренды будущего, Тимур Башкаев предполагает необходимым разведение пешеходных и транспортных потоков в разные уровни, формирование крупных транспортно-пересадочных и логистических комплексов, а также создание специализированной инфраструктуры для технического и коммерческого транспорта.
Продолжая тему инноваций, генеральный директор Шэньчжэньского Института планирования и проектирования городского транспорта (STUPC) Ян Шуай отметил, что в Китае уже сегодня технологии органично интегрированы в транспортные системы и играют важнейшую роль в их функционировании. Например, беспилотные летательные аппараты используются в качестве важного инструмента для эффективной оценки дорожной обстановки, помогают городским службам выявлять дорожно-транспортные происшествия и отслеживать видеотрансляции в режиме реального времени. Отвечая на вопрос о ноу-хау в сфере транспорта, которые могли бы быть полезными Москве, он назвал необходимость развития системы электротранспорта и всей сопутствующей инфраструктуры. «Еще я хотел бы посоветовать платформу и приложения для управления беспилотниками, которые могут летать на низких высотах. Уже очевидно, что технология беспилотных летательных аппаратов является трендом будущего, а функция искусственного интеллекта также способствует выполнению более интеллектуальных задач с помощью дронов», — добавил он.
При этом, по мнению директора Центра исследований «Умный город» НИУ ВШЭ Константина Трофименко, транспорт будущего — это не технологии ради технологий, а повод перестроить город под человека: «Инфраструктурные решения, закладываемые сегодня, будут работать десятилетиями. Если сейчас не предусмотреть в нормативах и мастер-планах резервы под цифровые коммуникации, зарядные станции, зоны посадки для автономного транспорта или подземные логистические коридоры, завтра город окажется технологически устаревшим, и его придется реконструировать с огромными издержками и неудобствами», — отметил он.
А будут ли города?
На фоне развернувшейся дискуссии неожиданно прозвучал вопрос, касающийся самой логики пространственного развития страны. По мнению ряда экспертов, вместе со структурой экономики, а также поколенческими предпочтениями молодежи изменится и характер расселения людей. То есть если сегодня «магнитами» для привлечения трудовых ресурсов и инвестиций служат большие города с плотной застройкой, то в будущем вектор может измениться.
Несмотря на то, что теория о дезурбанизации не нова, сегодня она получила новый импульс в виде тотальной цифровизации — как экономической жизни целых отраслей, так и повседневной жизни людей. «Во-первых, получит развитие удаленный формат заработка. Во-вторых, мы считаем, что изменится вообще сама структура занятости, появятся новые профессии или исчезнут существующие сегодня», — пояснил сооснователь архбюро Megabudka Артём Укропов.
В связи с этим из преимуществ у городов остается лишь социально-событийная составляющая. «Вопрос развития городов будущего не градостроительный, а социально-административный. Властям предстоит создавать смыслы: человек должен понимать, зачем ему жить в городе. Люди останутся, только если город станет местом незаменимого опыта и впечатлений. Если город не сможет дать то, чего не купить онлайн — он проиграет «битву за человека», — пояснил директор Центра исследований экономики культуры и креативных индустрий МГУ Сергей Капков.
И, наконец, еще одним фактором риска выступают медицинские и экологические угрозы. По мнению Артёма Укропова, в ближайшие полвека население мегаполисов начнет массово переезжать в небольшие населенные пункты из-за угроз экологического и медицинского характера. «У нас есть опыт пережитой пандемии, но в ближайшие полвека угрозы экологического и медицинского характера усугубятся. Мы прогнозируем, что это запустит тренд на переезд в малые города», — отметил он.
Надо признать, отчасти эти тренды уже получают подтверждение. Как следует из данных генерального директора фонда «Институт экономики города» Александра Пузанова, из шестнадцати российских городов-миллионников население растет только в Москве и Краснодаре. «Исследования последних лет показывают, что поведение жителей больших и малых городов России меняется: например, затормозился переток между городами разных масштабов и классов. В то же время, в 154 из 800 малых городов страны население в последние годы не только не сократилось, но даже выросло», — рассказал Александр Пузанов.
Добавить комментарий