Покорили Нью-Йорк и попали в ЮНЕСКО: чем уникальны неглюбские рушники

Комитет ЮНЕСКО включил в список нематериального культурного наследия неглюбскую традицию ткачества. Корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко побывала там, где рушники из Неглюбки представлены наиболее ярко.

Неглюбские рушники, сработанные потомственными ткачихами на старинных деревянных кроснах, в 1970-е годы прогремели на весь мир. ДНК неглюбской текстильной традиции тогда пробовали разгадать на международных выставках в Нью-Йорке, Париже, Монреале, Токио и Брюсселе.

Не устояли перед красотой белорусского ткачества музеи «Метрополитен», «Лувр» и даже штаб-квартира ООН – один из залов Всемирной организации украшал аутентичный рушник из Неглюбки.

Неглюбская традиция, появившаяся в XVII веке, считается одним из наиболее самобытных явлений белорусской народной культуры

1/5

Неглюбская традиция, появившаяся в XVII веке, считается одним из наиболее самобытных явлений белорусской народной культуры

Неглюбские рушники

2/5

Неглюбские рушники

3/5

Неглюбские рушники

4/5

Неглюбские рушники

5/51/5

Неглюбская традиция, появившаяся в XVII веке, считается одним из наиболее самобытных явлений белорусской народной культуры

2/53/54/55/5

Сегодня самая большая коллекция неглюбских рушников хранится в Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова. В пяти витринах под стеклом не реплика и не копии – только аутентик, некоторые экспонаты с более чем столетней историей. В каждом рушнике прослеживается эволюция цвета и техники: от выцветшего со временем бледно-красного до цветных с бахромой, но все с соблюдением строгой зеркальной симметрии и геометрии.

Неглюбские рушники

Искусствовед Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева»К моменту открытия музея в 1987 году у нас было около ста неглюбских рушников и примерно 50 рушников традиции «Казацкие болсуны», –рассказала агентству искусствовед Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова Галина Нечаева. «Удивились древнейшим знакам, земледельческому культовому символу «ромб с крючками». Такие же видели на античных вазах Древней Греции в музее Пушкина в Москве. Увидели этот древнейший знак, и с этого все началось, стали изучать Неглюбку», – продолжила Нечаева.

Всего в экспедиционных сборах за 45 лет собрано около 1200 неглюбских предметов. Некоторые можно увидеть только в музее Ветки.

Неглюбские рушники

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». У неглюбчан три крючка прикреплены к потолку в Красном углу. Они вешают туда самые красивые рушники в праздничные дни. Под вышитыми спрятаны тканые, прикрывающие прямо икону

Исторически так сложилось, что люди на белорусской земле жили в согласии с природой. Лес, река, животные подсказывали мотивы для художественных образов в ткачестве. «Лапы», «ведзьмедики», «кривуля», «елка», «паук», «восьмирожки», «воробьи», «глуховки», «тярешечки» не просто узоры – в них зашифрован уникальный неглюбский код, который до сих пор изучают этнографы и искусствоведы.

Отличительная черта неглюбского рушника – активные красные полосы, колодки. Они заполняют пространство между знаками. В полесских рушниках больше белых просветов, потому что в регионе много рек и болот, и ткачихи это отражали на домотканом полотне.

Неглюбские рушники

Широкие красные полосы – колодки – отличительная черта неглюбских рушников

Постепенно неглюбский рушник начинает затейливо заполняться разными мерцаниями, строчками. Но красные колодки продолжают играть свою роль, соблюдая тенденцию зеркальной симметрии. Мастерицы переходят на другой язык в своем творчестве, сохраняя геометрию: ромбы, крючки. Но технология та же — они ткут свой рушник с изнаночной стороны и видят рисунок только, когда закончат изделие.

Со временем к традиционному красно-белому цвету ткачихи добавляют черный. Рушники становятся наряднее, но соблюдают древнюю симметрию и геометрию

1/3

Со временем к традиционному красно-белому цвету ткачихи добавляют черный. Рушники становятся наряднее, но соблюдают древнюю симметрию и геометрию

Неглюбские рушники

2/3

Неглюбские рушники

3/31/3

Со временем к традиционному красно-белому цвету ткачихи добавляют черный. Рушники становятся наряднее, но соблюдают древнюю симметрию и геометрию

2/33/3

«Новая техника, на которую перешла Неглюбка – одноличный перебор. Это работы Марии Колтуновой. У нее как-то спросили: «Как вы понимаете, получился узор или нет?». Она ответила: «Ежели не той узор ставишь, то руками и ногама упирается, не идеть. То есть у них было глубокое чувство закономерности формы», –пояснила Нечаева.

В определенный период классические красно-белые и красно-черно-белые рушники начинают играть с цветом, разбавляя красные полосы-колодки яркими разноцветными растительными орнаментами строгой геометрической формы, а внизу появляется бахрома.

Изначально неглюбские рушники делали только из красных и белых ниток, но когда стали жить немного богаче, начали добавлять черные, а потом и цветные

1/2

Изначально неглюбские рушники делали только из красных и белых ниток, но когда стали жить немного богаче, начали добавлять черные, а потом и цветные

Неглюбские рушники

2/21/2

Изначально неглюбские рушники делали только из красных и белых ниток, но когда стали жить немного богаче, начали добавлять черные, а потом и цветные

2/2

«Вот мы видим узор «елка» – это символ свадьбы. Мастерицы переходят на новый цветочный и растительный орнамент, но геометрический. «Елка» –это восьмиконечный крест – одна из древнейших пиктограмм. То есть они продолжают космологически трактовать свои орнаменты», –уточнила искусствовед.

Чтобы лучше понимать неглюбское ткачество, Галина Нечаева рекомендует для начала научиться видеть рушник, как модель культурного пространства, и читать его, как текст, используя древний язык символов и знаков.

Неглюбские рушники. Узоры каждой местности отличались между собой, могли быть неповторимыми даже в соседствующих деревнях

1/3

Неглюбские рушники. Узоры каждой местности отличались между собой, могли быть неповторимыми даже в соседствующих деревнях

Неглюбские рушникеи

2/3

Неглюбские рушникеи

3/31/3

Неглюбские рушники. Узоры каждой местности отличались между собой, могли быть неповторимыми даже в соседствующих деревнях

2/33/3

«Это еще одна пиктограмма мирового древа. Вот мне одна из неглюбских ткачих говорила: «Вось гэта зяленое – это земля, а синее –быццам бы звезды ззяюць». И я слышу космологический текст. Вот здесь кресты, завитки спираль, как воплощение потенции жизни», –читает рушник, словно книгу, Галина Нечаева.

И ей поддается любой текст домотканой семейной реликвии, которую доставали из сундуков неглюбские бабушки и передавали в музей.

Рушники браной техники — это древнейшая технология ткачества. Если рассматривать их, как культурное пространство, то вокруг символов урожая обязательно будут орнаменты «лапы». Они символизируют девственную землю. А рядом «ведзьмеди», да не простые, а двуглавые. Эти знаки расположены с краю рушника, они отделяют зиму и лето, обозначают предел, который должен быть у всего.

Ткацкий станок

Все женщины в Беларуси умели ткать на кроснах. Ткацкий станок 1914 года

Свадебная терминология «медведя» очень активно использовалась в Неглюбке. Свекровь невестку встречала в вывороченном тулупе, как медведица. На шерсть тулупа, посыпанного зерном, невесту клали спать в доме жениха в первую ночь. А если неглюбский рушник рассмотреть, как модель года, то «ведзьмеди» символизируют раннюю весну, когда природа пробуждается. В христианском календаре это Троица, «зеленые святки» –время русалок и гаданий. И тогда орнамент «стрела» символизирует на рушнике непаханую землю, которой предстоит дать урожай.

Композиция неглюбского рушника имеет центр и зеркальное развертывание в одну сторону и другую. А в центре две фигуры раннего древнего земледельческого знака –»ромб с крюками». Такой же орнамент, отмечает Нечаева, изображен на государственном флаге Беларуси.

Неглюбские рушники

В правом углу неглюбский рушник со знаком «Ромб с крюками». Такой же символ используется в государственном флаге Беларуси

«Это знак успеха, достижения, плодородия и урожая. Его варианты имеют разную конфигурацию, разное внутреннее заполнение», но закономерность всегда одна», –подытожила искусствовед.

В небольшой деревне Неглюбка Ветковского района эта уникальная традиция сохранилась и в наши дни: там ткут яркие рушники, которые невозможно встретить в другой местности. Потомственных мастериц в деревне осталось всего три, но свой опыт они передают молодежи, делают все, чтобы неглюбские рушники не исчезли как ремесло.

Неглюбские рушники

Неглюбский строй – один из наиболее архаичных и сложных видов белорусского национального костюма (старинный паневный комплекс), гармонично сочетающий в себе белую орнаментированную рубаху, мелкоклеточную плахту(поневу), суконный фартук, нагрудный фартук («запина»), широкий красный пояс и узорчатый головной убор

10 декабря неглюбские рушники официально стали культурным наследием ЮНЕСКО. Беларуси вручили сертификат, подтверждающий решение Межправительственного комитета о сохранении уникальной неглюбской традиции ткачества.

До включения неглюбских рушников с список ЮНЕСКО, в него уже были внесены рождественский обряд «Колядные цари» в деревне Семежево (Копыльский район, Минская область), «Торжество в честь почитания Иконы Матери Божьей Будславской (Будславский фест)» в деревне Будслав, «Юрьевский хоровод» в деревне Погост Житковичского района Гомельской области, Культура бортничества, соломоплетение Беларуси и белорусская вытинанка.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *