пресс-служба компании КОНТИ
В России ввели обязательную цифровую маркировку стройматериалов в потребительской упаковке. С помощью кода DataMatrix будут отслеживать путь товара — от производителя до потребителя, а участникам оборота придется зарегистрироваться в системе «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
С октября 2025 года требования распространились на цемент и сухие строительные смеси, с декабря они распространятся еще на ряд товаров, в том числе монтажную пену, шпатлевки, герметики и мастики. Мера стала ответом на растущие объемы контрафакта. Основным направлением сбыта незаконной продукции является частный сектор. А доход от ее реализации, по данным «Вестника Московского университета МВД России», может в пять раз превышать затраты на производство. В целом доля фальсификата в сегменте цемента оценивается выше 20%, в сегменте сухих смесей может достигать 30-40%.
В ЦРПТ, опираясь на результаты внедрения механизма в различные товарные группы, уверены, что он покажет эффективность и в категории строительных материалов. В свою очередь для производителя появление обязательной маркировки означает необходимость выбора оптимального решения стоящей задачи. Пути два: либо наладить процесс самим, либо приобретать упаковку с преднанесенным кодом у компаний, выпускающих мешкотару — так называемый типографский способ. Экономический фактор свидетельствует в пользу второго варианта.
«У крупных производителей цемента и сухих строительных смесей много линий, и оборудование для маркировки придется устанавливать на каждой из них. Кроме того, чем больше масштабы производства, тем больше времени требуется на перестройку, обучение персонала работе с новой технологией», — говорит Василий Фролов, руководитель направления барнаульской компании КОНТИ, которая специализируется на полипропиленовой мешкотаре.
Это предприятие первым организовало промышленный выпуск упаковки с нанесенными кодами DataMatrix. Профильные аналитики прогнозируют, что быстрая адаптация производителей полипропиленовых мешков к новым законодательным требованиям приведет к дополнительному спросу на их продукцию.
пресс-служба компании КОНТИ
Еще до внедрения обязательной маркировки в сегменте ожидался рост, объясняемый рядом преимуществ полипропиленовой упаковки, подтвержденных лабораторными испытаниями. В первую очередь речь о прочности (в 2-4 раза выше, чем у аналогов) и влагостойкости. Это в том числе позволяет снизить потери при доставке и разгрузочно-погрузочных работах с 5% до 0,3%. Тара из полипропилена также позволяет экономить до 50% пространства при транспортировке товара и на 30% сокращает требуемые складские площади.
Кроме того, тару из пропилена практически невозможно подделать. Василий Фролов указывает на два сдерживающих фактора: слишком сложная технология (производство нити, затем ткани, последующее ламинирование) и оборудование, требующее больших финансовых вложений. Таким образом, полипропиленовая упаковка с преднанесенным цифровым кодом служит двойным защитным инструментом, блокирующим фальсификат.
Эксперты рынка отмечают, что решение с печатью кодов на территории изготовителя упаковки будет востребовано еще и в силу отраслевой специфики. Цеха по фасовке цемента отличаются высокой запыленностью и часто не имеют отопления. Это обстоятельство затрудняет маркировку на линиях производителя стройматериалов, поскольку для ее нанесения необходимо обеспыливание и плюсовые температуры в помещении.
Особенностью типографского способа является минимизация эксплуатационных расходов. Конечно, закупка пьезопринтеров, использующихся производителями полипропиленовой тары для нанесения на мешки маркировки, требует инвестиций на старте, но в дальнейшем расходы на их обслуживание ограничены. В случае с этикетированием ситуация обратная – первоначальные вложения меньше, но такой способ потребует регулярных затрат на расходные материалы. Подобная специфика наравне с другими факторами (скажем, кадровым вопросом) влияет на выбор технологии нанесения маркировки. В отдельных случаях особенности внедрения маркировки могут привести к росту себестоимости продукции, но в целом по рынку она не изменится, считают авторы инициативы.
При этом представители строительной отрасли не исключают, что в ближайшие годы произойдет расширение перечня маркируемой продукции, внедрение новых механизмов контроля и ужесточение ответственности за нарушения. Ожидания связаны с действиями регулирующих институтов, направленными на создание более прозрачной бизнес-среды.
Добавить комментарий