Формула цены: проектировщики определяли, как сделать отрасль эффективной и прибыльной

t.me/project_leaders Форум «Лидеры проектирования», прошедший недавно в Москве, собрал около 400 собственников и топ-менеджеров проектных компаний, заказчиков и представителей власти. Главный вопрос обсуждения — как сделать проектный бизнес эффективным и прибыльным? Именно поэтому пленарную сессию и назвали «Цены и ценность в проектировании». На ней обсуждали, что формирует ценность проектных работ и почему экономия в этой части приводит к потерям на стройке.

О важности взаимопонимания

Модератор пленарки, победитель федеральной премии за инновации в бизнесе за 2012 год Александр Никифоров, выпускник Высшей школы бизнеса МГУ, Сколково и Миланского университета Bocconi, отметил, что цена проекта стоит на третьем месте, а первые два — человеческие качества и способность создавать ценность.

О чем тут речь? Первое — адекватность и взаимопонимание в вопросе того, что интересы клиента важны не менее собственных. Второе — надежность, опыт и специализация: никто не хочет, чтобы на его проекте учились. Более того, сколько девелоперов, клиентов — столько разных подходов; у многих крупных компаний есть свои стандарты. Поэтому иметь опыт работы с конкретным сегментом, с конкретным типом проектов принципиально важно. Третье — цена как индикатор ценности. Причем ценность — это то, что соответствует потребности клиента, что создает конечный продукт или услугу, за которые клиент готов заплатить, — это любое действие, преобразующее материал и информацию в практическую пользу. «Вопрос ценности — это не про деньги. Для меня это про смысл, — отметил модератор. — То есть можно сказать, что когда компания начинает думать не о цене, а о ценности и начинает быть для своего клиента настоящим бизнес-партнером, искренне заинтересованным в его результатах, — вот это уже совсем другой уровень игры».

Его поддержал директор департамента проектирования девелопера DOGMA Эдгар Каспарян, 20 лет проработавший в сфере девелопмента и проектирования жилой недвижимости. Он отметил, что проектировщики должны понимать, как создать ценность, чтобы стать для клиента долгосрочным партнером и реально помогать ему создавать качественную недвижимость: «Я глубоко убежден, что ценность проектирования максимальна там, где нормально взаимодействуют девелоперы и проектировщики». По его мнению, надо работать так, чтобы все ключевые контрагенты были довольны и эффективны в исполнении проекта. Прибыльность напрямую зависит от технико-экономических показателей проекта, а комфорт жителей — от того, насколько проработаны все решения.

Особое внимание следует обратить на этапы в создании проекта, в частности, на концепцию, которой закладывается вся первичная ценность, основное правовое решение, и которую для создания максимальной ценности необходимо прорабатывать всесторонне, предельно полно.

Но не все зависит от проекта. Очень важно со стороны девелопера обращать внимание на качество технических заданий, потому что первая предпосылка к качественным проектам — хорошо проработанные, основанные на глубоком анализе, совершенные технические задания и компетентный контроль на всех этапах.

Свой «ценник»

Анастасия Горбулина, руководитель проектного бюро «Глоракс Проарх», входящего в состав федерального застройщика GloraX, рассказала о своем опыте: «Я была 12 лет на стороне заказчика, нанимала многих из вас на проектирование. Мы спорили по цене, по результатам. Поэтому для меня 12 лет проектирования — это была статья в бюджете, а сейчас, три года спустя, я смотрю на это иначе. Проектирование — это способность девелопера управлять проектом, рисками, снижать неопределенность и за счет этого действительно получать стратегическое преимущество».

Сколько же стоит проектирование в международной практике? Например, в Германии есть национальные справочники, которые на каждую стадию отводят определенную сумму, но в основном практика такая — стоимость проектирования — это процент от себестоимости строительства. Как сказала Анастасия Горбулина, «ценник» начинается от 5% архитектору и 2% конструктору. Потом выплаты инженерам. Поэтому в среднем все справочники назначают цену от 8 до 15%.

В России проектирование стоит много меньше. Заказчики не вполне осознают ценность проектирования, при том что ценность не равна цене. «Ценность проектирования даже не в продукте, а в предсказуемости, управлении, снижении рисков и неопределенностей для заказчика», — отметила Анастасия Горбулина. Вот это действительно то, что помогает капитализировать и управлять инвестициями.

Проектировщик не просто влезает в смету, он делает проект, который максимально повышает капитализацию на всех этапах — продажи, эксплуатации, строительства. И это позволяет проектировщику на простых цифрах пояснить заказчику, в чем ценность проекта.

Для «промки» и не только

Директор по маркетингу разработчика полнокомплектных быстровозводимых зданий на металлическом каркасе EVRAZ STEEL BOX Пётр Чайрев начал свое выступление со слов: «Мы столкнулись с такой проблемой — мало желающих проектировать небольшие здания площадью до 3 000 квадратных метров. Найти профессиональную проектную компанию, которая может запроектировать 1 500 квадратных метров, почти невозможно». Причина — это невыгодно: цена проектирования на таких площадях примерно такая же, как и на помещении в 5 000 квадратных метров, что заставляет проектировщика отказаться от такого проекта и не тратить время и силы конструкторов на небольшие типовые проекты.

Компания EVRAZ STEEL BOX с учетом этого фактора создала свою систему автоматического проектирования для очень широкого перечня небольших быстровозводимых зданий, обнулив цену конструктивной разработки таких зданий, чтобы открыть проектным компаниям доступ к тем проектам, от которых раньше они отказывались. «Мы считаем, это даст больше интересных проектов и сократит инвестиции, расходы на проектирование различных разделов, — сказал Пётр Чайрев. — Таким образом мы сможем привлечь вас к таким проектам, а клиентам дать сервис по оптимальной цене».

Директор по развитию бизнеса генподрядчика ФОДД Оксана Джос отметила: «Ценность — это нечто большее, чем эффективность. Это про уважение и понимание, когда мы перестаем перекладывать ответственность друг на друга. Прежде заказчик даже рабочую документацию подготавливал, так что было понятно, что делать. Раньше мы брали интересный материал, и по нему можно было работать. То есть проект был достаточно проработанный, мы к нему добавляли свои компетенции. Сейчас в половине случаев мы как генеральный подрядчик в большом затруднении: ломаем голову, а с кем мы пойдем в этот проект? Где проектировщики?» По ее словам, ценность — это то, что можно понять и почувствовать в процессе работы.

Ценность, которую продаем

Гендиректор генерального проектировщика полного цикла MARKS GROUP Юрий Готман отметил важность творческого взаимопонимания с заказчиком: «Я счастлив, когда в поле зрения появляется строитель — серьезный человек с тысячами рабочих, с бетоном, с арматурой, который не понимает суеты, возникающей на стадии проектирования. Это уже взрослая высшая лига, в которой творческие метания архитекторов и проектировщиков несущественны, потому что, когда простаивают бригады, а заказчик с проектировщиком фантазируют о чем-то, заказчик несет большие экономические потери. Поэтому адекватность со стороны проектировщика — это очень важно: спасают только адекватность и компетенции, а еще умение и способность договариваться — и это та ценность, которую мы продаем».

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *