Ермолаев: потенциал сотрудничества с Беларусью практически безграничен

Республика Карелия планирует сотрудничать с Беларусью не только в промышленности, но и в гуманитарной сфере, туризме, в области развития искусственного интеллекта.

В Беларуси с официальным визитом находится делегация Республики Карелия, которую возглавляет заместитель премьер-министра правительства Карелии Олег Ермолаев. Об особенностях двустороннего сотрудничества и новых совместных проектах он рассказал в эксклюзивном интервью Sputnik Беларусь.

Олег Александрович, Республика Беларусь и Республика Карелия давние партнеры. Как вы оцениваете двусторонние торгово-экономические отношения?

Я хочу сказать, что взаимовыгодное сотрудничество активно развивается, растет объем торговли. Республика Беларусь является традиционным торгово-экономическим партнером Республики Карелия и занимает первое место среди стран СНГ по объему внешнеторгового оборота.

Кроме торговли, конечно, развивается сотрудничество в социальной сфере, в спорте и не только. Сейчас мы как раз проработали с белорусскими партнерами вопрос по реализации наших мероприятий, которые были указаны в плане сотрудничества и сегодня подписываем новый план на трехлетний период, где появятся и новые формы взаимодействия, и направления.

У нас в России очень активно приобретают белорусскую автомобильную технику, в первую очередь БелАЗ. Только, к примеру, одна компания «Карельский окатыш», одна из крупнейших у нас в Республике Карелия, которая добывает железную руду, за последние два года приобрела 35 БелАЗов. Ну и другие горнопромышленные предприятия активно покупают БелАЗы, другую технику и продукцию.

Интервью заместителя премьер-министра правительства Республики Карелия Олега Ермолаева

Интервью заместителя премьер-министра правительства Республики Карелия Олега Ермолаева

Например, одна из компаний, несмотря на то, что мы лесной регион, покупает здесь целлюлозу для производства газетной бумаги, везет из Беларуси к нам в Республику Карелия.

А какую продукцию Карелия поставляет в Беларусь, может быть, что-то уже стало настоящим брендом региона?

Конечно, среди таких традиционных товарных позиций мы поставляем в Беларусь камень. Карелия является такой, знаете, кладовой камня у нас в России. Это самые разнообразные палитры. Камень, который может использоваться в благоустройстве, в строительстве.

Наши ключевые позиции товарооборота за первое полугодие 2025 года:

1) экспорт: продукция лесопромышленного комплекса (бумага, картон, бумажные изделия, древесина и изделия из древесины), а также продукция горнопромышленного комплекса (камень и изделия из камня);

2) импорт: оборудование и механические устройства, древесная масса, средства наземного транспорта.

Просторы Карелии

Просторы Карелии

Брендом, конечно же, являются и пиломатериалы. Карелия находится в таком скандинавском поясе, где пиломатериалы наиболее прочные и, соответственно, долговечные, и наиболее подходят для создания сооружений, зданий, для строительства малоэтажного жилья и не только.

Это основные позиции. Но мы, конечно, хотели бы расширить линейку поставляемой продукции. Есть интересные предложения. Сегодня мы обсудили, что потенциал для наращивания двустороннего товарооборота у нас есть, и внушительный. Будем работать в этом направлении.

Карелия богата лесными ресурсами. Чтобы грамотно ими распоряжаться, нужна специальная техника. Какие совместные проекты реализуются в этом направлении?

У нас есть совместное предприятие – компания «Амкодор – Онего», которая работает в городе Петрозаводске с 2019 года. Уже произведено 300 автомобилей за этот период – это немало. Вся эта техника нашла конечного покупателя. И, конечно, мы как приграничный регион до 2022 года много покупали техники из западных стран. Но вот уже сегодня «Амкодор» делает хорошие предложения по цене, и наши предприятия охотно берут эту технику для испытаний, для доработки уже компанией «Амкодор».

Лесовоз и погрузчик Амкодор

Лесовоз и погрузчик «Амкодор», архивное фото

И как раз в этом году завершаются важные испытания на одном из крупнейших наших предприятий – это «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат». Уже есть определенные рекомендации для, скажем так, корректировки определенных моментов по технике. Идет очень активная работа. Такая техника нужна в нашей стране, и это единственный завод, который производит в таком объеме лесозаготовительную технику. Современные форвардеры и харвестеры.

Республика Карелия стала своеобразным кластером производства лесозаготовительной техники. Можно ли на перспективу говорить о том, что эта техника белорусско-карельского производства будет поставляться на экспорт в третьи страны?

Условиями реализации проекта в Республике Карелия в соответствии с соглашением с Минпромторгом Российской Федерации предполагается локализация производства. Если мы начинали с крупноузловой сборки у нас в городе Петрозаводске, то сейчас уже целый ряд операций локализован в нашей республике, и эта работа продолжается. Конечно, это дает новые возможности, и уже сегодня есть определенный опыт по поставке этой продукции в третьи страны.

Я думаю, что эта работа будет продолжена. Нам надо совместно работать.

Там есть еще не все компоненты, которые нам вместе удалось импортозаместить. Например, харвестерная головка, которая поставлялась раньше из Европы, но уже белорусские инженеры ее разработали, и сейчас идет ее испытание. И, пожалуй, это вот такое самое важное событие будет, когда она может быть пущена в промышленное производство, чтобы нам полностью импортозаместить все комплектующие для такой техники. И тогда появится, конечно, возможность двигаться дальше.

В республике находятся крупнейшие целлюлозно-бумажные комбинаты, например, «Сегежский ЦБК», который вы уже упомянули, «Кондопожский ЦБК». Насколько они удовлетворяют потребность российского рынка в той же офисной бумаге после введения санкций в 2022 году и поставляют ли продукцию в Беларусь?

У нас три комбината, которые работают в этом направлении. Один из них производит электроцеллюлозу – это такой вид высококачественной целлюлозы, которая используется, в том числе, в машиностроении.

«Сегежский ЦБК» производит бумагу, и также там есть производство мешков для строительных смесей. А вот «Кондопожский ЦБК» как раз специализируется на производстве газетной бумаги. Ну и, конечно, когда были введены санкции, появились определенные ограничения поставок беленой бумаги формата А4 для офисной техники.

Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат

Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат

Наше кондопожское предприятие реализовало свой проект и стало выпускать эко-бумагу. Она не содержит хлора, она не такая белая, как офисная, к которой мы привыкли, но это экологический продукт, который, кстати, получил приз на нашем российском конкурсе «100 лучших товаров России». Такой определенный эффект по импортозамещению у нас произошел.

На самом деле, белая бумага и технологии были нам навязаны западными компаниями: мы приобретаем технику, эта техника может работать только на специализированной бумаге, технологии и определенные компоненты для производства этой бумаги доступны только западным компаниям. Конечно, нам нужно отходить от этого. Тем более что производство именно беленой бумаги – это очень вредное производство для экологии. Там используется, в том числе, хлор. Но есть эко-бумага, на которую тоже можно перейти. Теперь она производится в Карелии.

Ранее вы отметили, что в Карелию поставляются автомобили БелАЗ. Насколько республика заинтересована в открытии так называемых сервисных центров для белорусской техники?

Сейчас как раз этот вопрос очень важный для дальнейшего развития предприятия «Амкодор – Онего», поскольку у всех предприятий, которые приобретают эту технику, встает вопрос по определенному обслуживанию транспорта и какому-то частичному ремонту. И мы уже провели определенные переговоры. В планах есть создание сервисного центра «Амкодор – Онего». Мы в этом очень заинтересованы. Это также будет стимулировать вопрос продаж внутри России этой техники.

Если говорить о той же коммунальной технике, городском транспорте белорусского производства, насколько она востребована в регионе?

– У нас много МАЗов, другой техники, которая используется в сфере пассажирского транспорта, дорожного строительства, обслуживания дорог. Конечно, создание сервисных центров в Карелии белорусскими предприятиями – это дополнительный плюс в конкурентной борьбе, в том числе, кстати, с китайскими производителями. Поэтому мы всегда об этом говорим, и наши белорусские партнеры знают, что за реализацией, за какой-то локализацией должны быть и сервисные центры.

Республика Карелия находится несколько севернее Беларуси соответственно, и зимой морозы покрепче. Может быть, белорусским партнерам выставляются какие-то новые условия, к примеру, об улучшенном отоплении салона автобуса для комфорта пассажиров? И вообще, как на морозе работает белорусская техника?

Если говорить о БелАЗах, то, к примеру, Костомукша – это приграничный город, который находится уже в арктической зоне Карелии. Это самый север нашего региона, и эта техника работает безукоризненно, она там справляется даже с нашими арктическими морозами. Белорусский производитель знает специфику отдельных регионов, есть дополнительные опции, которые предлагаются нашим покупателям на севере.

Петрозаводск

Петрозаводск

Олег Александрович, если я не ошибаюсь, с белорусскими партнерами во время нынешней своей рабочей поездки в Беларусь вы, в том числе, поднимали вопросы развития технологического суверенитета и искусственного интеллекта. Насколько это важно на сегодняшнем этапе?

Мы с вами сегодня находимся в такой экономике, которая требует дополнительных людских ресурсов, и очень часто встает вопрос нехватки кадров в самых разных отраслях. В Российской Федерации сегодня рекордно низкая безработица, большая конкуренция между работодателями за работника. И что в этой ситуации делать?Безусловно, необходимо повышение производительности труда – это краеугольный камень дальнейшего развития нашей экономики. И здесь как раз искусственный интеллект, современные IT-решения и автоматизация позволяют сократить количество ручного труда, перевести на другие виды деятельности высвобождаемых работников.

И, конечно, у нас есть целый ряд решений. У нас в Петрозаводске есть опорный вуз Российской Федерации – Петрозаводский государственный университет, там более 10 тысяч студентов учится. И там очень сильное IT-направление. Приезжают даже из других стран к нам студенты учиться именно на айтишников. И наши ребята разрабатывают некоторые уникальные решения для бизнеса – например, в сфере жилищно-коммунального хозяйства или, например, в сфере медицинской диагностики.

Петрозаводский государственный университет

Петрозаводский государственный университет

К примеру, есть одно из таких решений, которое является в России медицинским изделием, есть специальный сертификат, и оно используется уже в 50 регионах Российской Федерации как в частных, так и в государственных клиниках. С помощью искусственного интеллекта врачу дается определенная рекомендация, что значительно сокращает время на анализ, прочтение карточки пациента, и даже искусственный интеллект напоминает врачу, когда в следующий раз нужно пациента пригласить и провести с ним определенную работу.

Это дает потрясающий эффект. И даже на уровне правительства Российской Федерации было признано, что сокращается смертность, увеличивается продолжительность жизни и общее здоровье в тех клиниках, в тех государственных организациях медицинских, где такая программа используется. Она разработана была у нас в Республике Карелия.

Поэтому, конечно, искусственный интеллект сегодня – это возможность перейти на новый уровень. И кто его не использует в своей деятельности, тот теряет время, тот уже сегодня отстает от прогресса.

О Петрозаводском университете наслышаны даже в Беларуси. Ежегодно правительство Российской Федерации выделяет квоту на обучение талантливой белорусской молодежи в российских вузах за счет федерального бюджета. Готов ли университет Карелии принять студентов из Беларуси?

У нас сегодня два высших образовательных учреждения – это консерватория, одна из лучших в России, и Петрозаводский университет. И большое количество иностранных студентов у нас обучается, из многих стран, в том числе из Китая. Студент сам может выбрать по квоте вуз, которому он отдает предпочтение. У нас сильные направления – медицина, филология, IT сфера, есть целый ряд и других специальностей, которым обучает наш университет.

Думаю, это очень заинтересует белорусскую молодежь во время будущей вступительной кампании. Тем более, что добраться до Петрозаводска вскоре будет гораздо проще: принято решение об открытии прямого авиарейса из Минска. Когда планируется его запуск и насколько он, на ваш взгляд, увеличит взаимный турпоток из Беларуси и Карелии, и, возможно, активизирует бизнес-контакты?

Хочу сказать, что у нас был проведен определенный опрос среди жителей Республики Карелия о том, какое новое направление из города Петрозаводска, какой новый регион открыть для установления авиасообщения. Мы сегодня летаем в самые разные города Российской Федерации. И вот сами жители нашей республики указали на то, что мы хотим летать в Минск. С большим отрывом Минск обошел другие локации, в том числе и внутри Российской Федерации.Это во многом и потому, что около 20 тысяч жителей Республики Карелия сегодня своей родиной называют Беларусь. У нас очень близкие, родственные связи. Ведь когда проводилось освоение нашего северного региона, особенно лесозаготовки, очень много жителей Беларуси переехало в Карелию для того, чтобы работать в лесопромышленном комплексе. И, конечно, эти люди и все жители Республики Карелия хотели бы установить более близкие отношения с Беларусью.

Два часа на самолете – и ты уже в Минске из Петрозаводска. Это очень быстро. Это рейс, который начнет действовать в летний период. Первый самолет полетит в мае, он будет пока летать один раз в неделю. Но это такая практика обычная для авиакомпаний, для популяризации нового рейса. Они запускают их сначала в определенный период, потом увеличивают наполняемость самолетов, количество рейсов в неделю, протяженность в календарном году.

Я просто уверен, что этот рейс будет летать и чаще, и мы ждем с нетерпением его первого полета. Я думаю, что мы обязательно пригласим и журналистов, может быть, блогеров из Беларуси, которые прибудут на одном из первых рейсов и расскажут о своих впечатлениях своим читателям в Республике Беларусь.

Есть такое выражение: в Карелии лечит даже воздух. Что еще можете предложить туристам?

Кстати, про воздух. Особенно для жителей мегаполисов, когда они приезжают в нашу Республику Карелия, первые два-три дня они просто спят – очень много кислорода, и просто ты отдыхаешь, и одна ночь, проведенная в Карелии, заменяет целую неделю, то есть высыпаешься. Так что, и оздоравливаешься, и отдыхаешь.

Кижский Архитектурный Ансамбль

Кижский Архитектурный Ансамбль

Что еще? В России всего 33 объекта ЮНЕСКО, и сразу четыре объекта вы можете посетить, приехав в Республику Карелия. Это остров Кижи – один из первых объектов ЮНЕСКО. Это Онежский и Беломорской петроглифы, которые совсем недавно вошли в список охраняемых объектов ЮНЕСКО. Ну и из Карелии очень удобно попасть в Архангельскую область на катере, посетить Соловецкий архипелаг.

Есть и другие уникальные места притяжения для детей, для семей с детьми – у нас проживает три новогодних волшебника. Это «Юный морозец» Паккайне, это Зимний Дед «Талви Укко» и брат российского Деда Мороза дед Халла. И вот такие три интересные локации, которые оставляют незабываемые впечатления, это, конечно, тоже одно из популярных направлений. И еще очень много всего.

Например, город Сортавала – это исторически русский город, в котором сохранилась уникальная постройка. Он находится на берегу Ладожского озера и является магнитом для туристов. Это и остров Валаам, это и само Ладожское озеро, и горный парк «Рускеала», который в прошлом году посетило более 700 тысяч туристов. Один из крупнейших зоопарков в Европе под открытым небом там же находится. И сам город, конечно, тоже впечатляет. Я могу очень долго рассказывать о наших интересных местах.

Мы очень много занимаемся инфраструктурой. Например, Кижи – это остров, и зачастую туда можно было добраться только на катере «Комета». Но мы сейчас сделали сухопутный маршрут. И вот уже от берега Онежского озера до острова, где находится кижский ансамбль, там буквально на специальном пароме где-то за пять-семь минут можно добраться, а в зимнее время на специальной лодке, на «Хивусе» также посетить и увидеть зимние Кижи.

По этому сухопутном маршруту в этом году порядка 50 тысяч туристов уже проехало. Стало гораздо удобнее. Можно и водный маршрут выбрать, и сухопутный маршрут. Дороги Карелии – одни из самых не только обустроенных, но и одни из самых красивых. Ведь у нас 60 тысяч озер, 27 тысяч рек.

Озеро Лососинское и болота в Прионежском районе в Карелии

Озеро Лососинское и болота в Прионежском районе в Карелии

Когда вы едете по Карелии на автомобиле, вы увидите десятки прекрасных локаций, мест, где хочется остановиться, сфотографироваться, просто подышать этим чистым свежим воздухом. И, конечно, очень многие в Карелию едут для того, чтобы увидеть нашу природу, побыть наедине с ней, иногда даже без связи. И именно это привлекает туристов в нашем регионе.

Как неоднократно отмечали во время совместных встреч президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко, обе страны связывает не только экономика, но и общая история. На ваш взгляд, насколько важно сегодня сохранить общую историческую память, противодействовать попыткам коллективного Запада переписать историю Великой Отечественной войны?

Очень важную тему вы сейчас затронули. Ведь Республика Карелия – приграничная республика, у нас более 700 километров граница с Финляндией, а теперь и граница с НАТО. И, конечно, влияние со стороны Западной Европы в определенной степени оказывалось и продолжает оказываться на нашей приграничной территории. И, конечно, мы напоминаем своим соседям, что Сортавала, Приладожье – это исторически русские территории. И, кстати, в 2027 году мы в соответствии с указом президента будем праздновать 800-летие крещения корелов.

И сегодня мы уже установили памятник Ярославу Всеволодовичу, прямо на берегу Ладожского озера, который стоит с крестом в знак того, что это православная наша земля смотрит в сторону наших соседей и напоминает им об этом. Конечно, вопросы сохранения исторической памяти, в том числе о нашей общей победе в Великой Отечественной войне – это очень важно. Этот год – год 80-летия Великой Победы.

У нас большая работа проводится по благоустройству захоронений, памятных мест, создаются новые экспозиции в музеях. Но мы всегда, я об этом могу смело сказать, учимся у наших белорусских коллег. То, что делаете вы, вызывает большое уважение. Какие создаются здесь прекрасные музейные пространства, сколько уделяется внимания по сохранению вот этой памяти. И сейчас у нас есть один из новых проектов, который мы хотели бы реализовать вместе с белорусской стороной.

У нас, как и в Беларуси, очень было развито партизанское движение. Партизаны здесь, в Беларуси, действовали в тылу врага, а мы действовали за пределом фронта, но в основном это действовали партизаны, которые боролись с фашистами, нарушали их логистические цепочки. И у нас на севере нашей республики создается музей партизанского движения. Есть сохранившиеся здания, где располагался штаб партизанского движения.

Мемориал и музей памяти 3-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения в Карелии

Мемориал и музей памяти 3-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения в Карелии

В следующем году будет разработана проектно-сметная документация. Мы хотим сделать хороший музей, и я думаю, что мы обязательно пригласим и уже приглашаем наших белорусских коллег. Их помощь будет просто неоценима в реализации такого проекта.

Олег Александрович, спасибо вам за беседу, за такие откровенные ответы. И закончим нашей традиционной фразой: до новых встреч на площадке Sputnik Беларусь.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *