QR-коды в Китае практически вытеснили наличные деньги, став самым популярным платежным инструментом.
В России эти причудливые квадратики с замысловатыми узорами впервые получили широкое применение во время пандемии коронавируса в 2020 году. Сначала их ввели для контроля режима самоизоляции и передвижений, а чуть позже — для пропуска вакцинированных в различные заведения. В целом, как вспоминает РБК со ссылкой на данные агентства Bitly, за полтора года пандемии число считываний QR-кодов во всем мире выросло на 750%.
НЕОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Проще говоря, это двумерный тип штрихкода, который хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке и, в отличие от обычного штрихкода, легко считывается цифровым устройством как по горизонтали, так и по вертикали. Отсюда, собственно, и аббревиатура QR, где буквы Q и R (от английских слов quick и response) обозначают понятие «быстрый отклик».
Факт
В 2022 году в Китае насчитывалось около 10 млрд мобильных устройств, использующих QR-коды для онлайн-платежей, а пользователи взаимодействовали с ними 10-15 раз в день.
Вернемся, однако, к опыту Китая по использованию этих самых QR-кодов. Согласно разным, в том числе неофициальным, данным на текущий год, 90%, а в крупных городах Поднебесной и до 99% платежей осуществляются с помощью мобильных приложений, в том числе QR-кодов. Причем в интернете на QR-коды приходится более 85% платежей, в офлайн-магазинах — около 60%. А главными игроками на рынке безналичных платежей в Китае выступают WeChat Pay от компании Tencent и Alipay, принадлежащий Alibaba.
Использование QR-кодов в Китае вызывает удивление, близкое к изумлению. С их помощью китайцы рассчитываются в супермаркетах, оплачивают поездки в такси и поездах, штрафы и даже благотворительность, обеды в ресторанах или перекусы в кафе, покупку лекарств, бронируют гостиницы, арендуют электросамокаты, покупают пирожки у метро, одалживают деньги коллеге… Короче, могут выполнить любой платеж в любой ситуации.
Но и это еще не все! Для многих жителей КНР QR-коды это еще и возможность в пару кликов получить справочную информацию. Например, узнать расписание, время работы, получить меню, спецификации товаров, описания услуг, характеристики специалистов, списки документов. Даже результаты анализов в китайских больницах распечатывают по QR-кодам.
Кстати, в китайской столице практикуют идентификацию пациентов по персональным QR-кодам. Напечатанные на бейджиках, они довольно часто спасают жизни пострадавшим в авариях, ведь серьезно травмированные пациенты не всегда способны рассказать о себе. Это же относится к пожилым людям, страдающим деменцией или болезнью Альцгеймера.
ТРИ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗЛЕТА
По данным консалтинговой компании iResearch, такого разнообразия и широты использования QR-платежей нет ни в одной европейской стране. Почему же оплата по QR-кодам буквально взлетела в Китае? Отвечая на этот вопрос, один из российских экспертов — замгендиректора ООО «Страховой брокер «РИФАМС» Антон Щеголев выделяет три важных момента:
Идентификация. Аккаунт WeChat привязан к идентификатору личности и банковскому счету любого китайского банка и налагает особую финансовую ответственность на всех участников транзакций.
Отсутствие конкуренции. WeChat — монопольный посредник между всеми банками и каждым китайцем, охватывающий весь рынок. Такое положение WeChat частично искусственное за счет существования «Великого китайского фаерволла», отсекающего западные мессенджеры и социальные сети.
Масштаб. За счет огромной аудитории WeChat издержки на 1 транзакцию минимальные. Есть подозрение, что расходы на транзакции могут компенсироваться за счет иных сервисов WeChat.
В Китае, резюмирует российский эксперт, первична огромная аудитория клиентов, которой предложили внутренний сервис. В других странах, по оценке Щеголева, подходят к вопросу с обратной стороны — пытаются консолидировать рынок за счет внешнего к платформам сервиса.
НЕ ВСЕ ТАК ЛАДНО В QR-КОРОЛЕВСТВЕ
Другие эксперты, отмечая несомненную эффективность QR-кодов, предупреждают о некоторых рисках, связанных с их практическим использованием. Ниже приводим основные из них:
- Учитывая, что QR-коды невозможно отличить друг от друга невооруженным глазом, злоумышленники могут подменять коды и красть средства с чужих счетов.
- Сканирование QR-кода может привести к переходу на мошеннический сайт, где на смартфон установят вредоносное ПО.
- Если платежный код генерируется на смартфоне, у мошенников может быть время его перехватить.
ГОСУДАРЕВО ОКО НЕ ДРЕМЛЕТ
Действительно, факты мошенничества в сфере QR-кодов имеют место быть. Но власти КНР внимательно отслеживают эти негативные процессы и регулярно предпринимают законодательные меры с целью защитить страну от мошенничества с QR-кодами и другими цифровыми технологиями. В частности, вступивший в силу с декабря 2022 года закон о борьбе с телекоммуникационным и интернет-мошенничеством обязывает органы общественной безопасности создавать систему раннего предупреждения и пресечения такого рода мошенничества. Этой же цели послужили создание в Поднебесной национальной платформы киберпространственных идентификаторов личности, а также введение ограничений как для самих нарушителей закона, так и для тех, кто им помогает. Они включают запрет на проведение операций со своими банковскими счетами и цифровыми кошельками в юанях по другим каналам, кроме как через кассу.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
QR-коды еще в 1994 году «изобрели» умные головы из японской машиностроительной корпорации Denso, дочернего подразделения всемирно известной корпорации Toyota Group. Согласно доступным в интернете данным, создатель QR-кода, некто Масахиро Хара, был любителем игры го. По этой причине якобы и распространившиеся по миру QR-коды напоминают разложенные на доске фишки этой популярной японской игры.
А КАК В РОССИИ?
QR-коды могут быть более перспективным способом расчетов для россиян в Китае, чем банковские карты. Об этом, согласно сообщению «РИА Новости», заявил на днях глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, в КНР «в основном везде QR-коды», к тому же использовать их удобнее именно с точки зрения обхода санкционных рисков, поскольку они, в отличие от карт, не эмитируются банками. Нетрудно догадаться, что свои предпочтения глава ВТБ связал с объявленным Китаем безвизовым режимом для туристов из России, которые с 15.09.2025 г. по 14.09.2026 г. могут приехать в страну с действующим загранпаспортом на срок до 30 дней.
Что касается использования QR-кодов в самой России, то количество оплат по QR-коду в стране за год, согласно данным Делобанка, выросло в 22 раза. При этом пластиковые карты теряют свою популярность, хотя в непредвиденных случаях (например, в случаях отключения интернета) продолжают оставаться палочками-выручалочками. По данным Банка России, во втором квартале 2025 года количество платежей по QR-кодам составило почти 990 млн операций, что на 25% выше показателя предыдущего квартала. Сумма операций по QR-кодам за второй квартал достигла 1,3 трлн рублей, увеличившись на 16%.
Добавить комментарий