Если ребенок наотрез отказывается ходить в школу и протестует против учебы, не паникуйте и не устраивайте жестких разборок — это может усугубить ситуацию. Как грамотно помочь своему чаду и настроить его на учебу – в материале Sputnik.
Многие родители сталкиваются с периодами в жизни своих детей, когда те не хотят ходить в школу. Дети могут считать школьные занятия неприятной обязанностью, а иногда это превращается для них в настоящий стресс. Но когда что-то делается без особого интереса и желания, а то и через силу, то высоких результатов и нужных знаний это не принесет.
В итоге будут страдать не только дети, но и родители, которые считают своей обязанностью — дать чадам хорошее образование и облегчить им дорогу во взрослую жизнь.
Что делать, если ребенок устраивает настоящие истерики из-за нежелания ходить в школу, как на это должен реагировать родитель, а главное, чем можно помочь в такой ситуации ребенку, корреспондент Sputnik разбирался с нейропсихологом Аленой Коваленко.
Три кита успешной учебы
«Если говорить о первоклассниках, то чаще всего нежелание ходить на уроки связано с психологическими причинами, когда ребенок, например, не очень хорошо подготовлен к школе либо у него повышенная тревожность», — говорит эксперт.
Нейропсихолог Алена Коваленко
Это может быть вызвано и определенными трудностями, с которыми ребенок сталкивается в новой для себя ситуации.
«Но трудности с адаптацией могут быть и у подростка на фоне условного кризиса из-за непонимания того, зачем он ходит в школу. Произойдет этот кризис в обязательном порядке, если родители не сформировали у ребенка понимание того, зачем он учится», — отметила Коваленко.
Есть три основы, на которых базируется это понимание, пояснила эксперт по детской нейропсихологии. Первая – ребенок осознает суть работы, вторая – видит положительный результат (причем оценка исходит не только от него, но и от окружающих), третья – получает удовольствие от того, что смог справиться с какой-то трудной задачей.
«Когда этих трех основных китов успешной учебы нет, ребенок в принципе не хочет учиться в школе или какому-то предмету. Например, математикой он занимается, а историей не хочет, потому что не понимает, зачем ее учить, особенно, если педагог все время обесценивает его усилия (такие ситуации тоже имеют место быть)», — объяснила Коваленко.
Лучшая мотивация – поощрение
В такой ситуации важно объяснять ребенку, зачем нужно учиться, особенно если он испытывает трудности обучения и у него отсутствует мотивация.
По словам нейропсихолога, нужно показывать достижения, потому что далеко не все дети, особенно ученики начальной школы, могут правильно оценить свои успехи.
«Формирование у ребенка функции контроля, самоконтроля и самопроверки начинается примерно с шести с половиной лет и длится несколько лет. А ведь это еще и возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои плюсы и минусы. Поэтому родители и учителя должны показывать ребенку, где и в чем он хорош. Хвалить не только за результат, но и за процесс, подчеркивая, сколько сил он вложил и что у него, в принципе, получилось», — рассказала собеседница агентства.
Нужно быть помощником для своего ребенка и подхватывать в тех местах, где ему трудно. Но при этом подчеркивать: «Это ты сам справился, а мы только немножечко тебе помогли».
Задача — найти причину
Некоторые дети не хотят ходить в школу, потому что отдельные предметы даются им особенно тяжело.
Учитель в классе, архивное фото
«При этом такие дети могут быть прекрасными помощниками по дому, им это интересно, а вот со школой никак не складывается», — сказала Коваленко.
По мнению специалиста, в данной ситуации очень важно, как на это реагируют родители: понимают ли настоящие причины происходящего или сразу начинают критиковать и ругать. Взрослым следует сначала разобраться в ситуации, а не спешить с обвинениями, так как именно от их поддержки и правильной реакции зависит успешное развитие ребенка.
«Когда родители ругают за оценки, у ребенка может пропасть интерес к школе: он понимает, что на преодоление трудностей тратит много сил, а окружающие все равно его критикуют. Ребенок приходит к выводу: раз его усилия не оправдываются, зачем ему тогда ходить в школу», — добавила она.
Есть и противоположные ситуации: так называемый «синдром отличника», когда ребенок старается иметь только высокие отметки, и сильно переживает, если у него не всегда это получается. Такие дети, несмотря на способность к обучению и высоким результатам, тоже испытывают большой стресс в школе и иногда не выдерживают напряжение.
"Нежелание ходить в школу может быть связано и с буллингом со стороны одноклассников или учителя. Травля оказывает сильное негативное воздействие на психику ребенка: приводит к тревожности, снижению самооценки, проблемам со сном и аппетитом, а в некоторых случаях — к серьезным депрессивным состояниям", — рассказала нейропсихолог.
Дети, которые подвергаются буллингу, избегают ходить в школу, испытывают чувство одиночества и страха, что мешает им учиться и развиваться.
«Поэтому важно вовремя заметить признаки травли и оказать ребенку поддержку, создать безопасную и дружелюбную атмосферу, чтобы он мог чувствовать себя защищенным и принятым», — подчеркнула эксперт.
Комплексный подход
«Если ребенку в школе скучно и неинтересно, нужно разбираться в причинах, почему это происходит. Может ребенку не дается какой-то конкретный предмет, или он не успевает за учителем и одноклассниками, или у него проблемы дома. А может его когнитивные функции еще не конца сформировались или же его организм истощен», — пояснила Коваленко.
Разбираться нужно комплексно. В некоторых случаях необходима помощь нескольких специалистов, чтобы полностью разобраться в ситуации и найти наиболее эффективные пути решения.
«Иногда, когда ко мне обращаются с такими запросами, я дополнительно направляю ребенка на обследование к врачам, например, неврологу и эндокринологу. Необходимо исключить физиологическую природу проблемы и понять, что трудности обусловлены именно нейропсихологическими и/или психологическими факторами, влияющими на поведение ребенка», – пояснила собеседница Sputnik.
Проблема может заключаться не только в ребенке, но и в сложностях детско-родительских отношений, поэтому комплексный подход более чем оправдан.
Делу – время
«Боль многих родителей — дети не хотят делать «домашку». Тогда я первым делом рекомендую наладить режим дня. Если у ребенка четко не прописано время для выполнения домашнего задания, с возрастом это не войдет в систему. Мы, взрослые, пользуемся планерами, делаем себе пометки, и детей тоже нужно научить самоконтролю, который формируется достаточно долго, требует сил и времени», — отметила специалист по нейропсихологии.
По ее словам, на это у некоторых детей могут уйти все годы обучения в начальной школе.
Еще один сложный период, когда ребенку нужны поддержка и понимание взрослого, — пятый класс обучения. Школьник переходит из начальной школы в среднюю и попадет в среду, где ему придется взаимодействовать с разными учителями и осваивать новые правила «игры».
«Ребенку придется заново выстраивать стратегию своей работы. И в этом ему может понадобиться помощь родителя», — отметила она.
Разговоры по душам
По словам нейропсихолога, чтобы понять, что происходит в школьной жизни ребенка, стоит регулярно с ним разговаривать, проявлять искренний интерес и создавать доверительную атмосферу для открытого общения, избегая формальных вопросов типа «Как дела?».
Школьница, архивное фото
Важно расспрашивать ребенка, что ему в школе нравится, а что нет, что особенно тревожит, с кем получилось подружиться, а с кем никак не удается наладить контакт. Тогда ребенок сам сформулирует причину и суть проблемы. Такие душевные беседы помогают лучше понять переживания ребенка и поддержать его в сложных ситуациях.
«Если у родителей с ребенком сложились доверительные отношения, то он все расскажет, как есть. Обязательно нужно обращать внимание на эмоциональные реакции, они могут о многом рассказать. И главное – какая бы ситуация ни сложилась, родитель всегда должен быть на стороне сына или дочери. Такая поддержка формирует у ребенка чувство безопасности и уверенности, необходимых для его эмоционального здоровья и развития», — подчеркнула Коваленко.
Родитель обязательно должен показывать, что понимает чувства ребенка, а также демонстрировать готовность помогать и поддерживать.
Учеба для жизни
А еще нужно постараться максимально доходчиво и предметно объяснить ребенку, для чего нужна учеба в школе. Например, если он уже определился с будущей профессией, можно проговорить, какие знания особенно пригодятся для работы.»Скажем, первоклассник мечтает стать космонавтом. Можно объяснить, что уметь читать необходимо, чтобы понимать инструкции к космическому оборудованию, а знания математики и физики пригодятся, чтобы делать замеры, и так далее. Это поможет ребенку связать учебу с реальной жизнью», — посоветовала нейропсихолог.
Также будут эффективны игровые формы обучения. Например, если у ребенка проблемы с таблицей умножения, можно приобрести тематическую настольную игру или скачать приложение на телефон и компьютер. Обучение через игровую деятельность любят не только ученики начальных классов, но и подростки.
Позволяйте отдыхать
«Сейчас многие дети, начиная с первого класса, чересчур загружены кружками, репетиторами и различными дополнительными заданиями. Несмотря на это, они даже к концу дня могут быть полны энергии. Но такая «бодрость» может быть реакцией на стресс и усталость», — отметила нейропсихолог.
Она пояснила, что мозг может таким образом поддерживает организм, посылая сигналы бодрости, несмотря на переутомление. Поэтому для ребенка крайне важно иметь правильный режим дня с балансом между нагрузкой и отдыхом, чтобы вовремя снимать накопившиеся усталость и стресс в течение дня.
Нет ничего плохого в том, если родители иногда будут давать ребенку дополнительный выходной в течение учебного периода, когда видят, что ему действительно тяжело и нужна передышка.
«Разговаривайте с ребенком, старайтесь его понять и обязательно будьте на его стороне, тогда и с любой проблемой можно будет справиться с минимальными затратами», – подытожила Алена Коваленко.
Добавить комментарий