«Универсальные и по-настоящему надёжные»: какие вертолёты армейская авиация России применяет в зоне СВО

28 октября в России отмечается День армейской авиации. В состав этого рода войск входят ударные и транспортные вертолёты. На протяжении десятилетий винтокрылые машины играют важную роль в логистике наших ВС и уничтожении наземных целей противника. В зоне СВО применяются новейшие вертолёты Ка-52М «Супераллигатор» и Ми-28НМ «Ночной охотник», а также глубоко модернизированные советские платформы Ми-24 и Ми-8. По мнению экспертов, армейская авиация остаётся значимой силой на современном поле боя.

Во вторник, 28 октября, профессиональный праздник отмечают военнослужащие армейской авиации России. В этот день в 1948 году в СССР была сформирована первая эскадрилья, оснащённая вертолётами.

На протяжении почти 80 лет винтокрылые машины играют важную роль в логистике войск и уничтожении наземных целей. C началом СВО экипажи вертолётов регулярно наносят удары по фортификациям, пехоте, транспорту и бронетехнике. Также они выполняют транспортные задачи и задействованы в поисково-спасательных операциях.

Зубастые охотники

Выдающимися лётными и боевыми возможностями обладает Ка-52М, получивший неформальное название «Супераллигатор». Дебютный полёт этого вертолёта состоялся в августе 2020 года. Первые упоминания о его применении в зоне СВО относятся к январю 2024 года — экипажи поразили пункты управления, опорники и бронетехнику ВСУ.

Ка-52М — усовершенствованная версия разведывательно-ударного Ка-52 «Аллигатор». Вертолёт оснащается самой современной бортовой электроникой, новыми радаром, комплексом управления огнём и 30-мм пушкой 2А42, имеющей улучшенную точность.

Также в арсенал Ка-52М входят ракеты С-8, «Атака», «Вихрь», «Вихрь-М» и лёгкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР) «Изделие 305» дальностью 14,5 км. Данные боеприпасы позволяют наносить удары в условиях слабой видимости и с довольно больших дистанций.

Как сообщил в беседе с RT главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» авиационный эксперт Дмитрий Дрозденко, «Супераллигатор», как и его предшественник, отлично подходит для использования в условиях неподготовленных взлётно-посадочных территорий.

«Ка-52М и Ка-52 очень хорошо приспособлены для применения с необорудованных площадок. Если говорить о модернизированном вертолёте («Супераллигаторе». — RT), то с учётом опыта эксплуатации в СВО наши специалисты доработали комплексы бортового вооружения, радиоэлектронного оборудования, улучшили боевые и эксплуатационные характеристики», — пояснил Дрозденко.

Лётчики, участвующие в СВО, называют Ка-52М эффективной боевой платформой.

«Выполняем на данном вертолёте различные задачи — от прикрытия сухопутных войск НАР (неуправляемыми авиационными ракетами. — RT) до точного сбития БПЛА в небе управляемой ракетой», — цитирует пресс-служба Минобороны РФ штурмана Ка-52М с позывным Ракета.

«Универсальные и по-настоящему надёжные»: какие вертолёты армейская авиация России применяет в зоне СВО

На боевые задания лётчики Ка-52М нередко вылетают вместе с экипажами других ударных вертолётов — Ми-28 «Ночной охотник». Их ракетные удары обеспечивают интенсивный огневой эффект на противника.

В настоящее время армейская авиация применяет усовершенствованную версию «Ночного охотника» — Ми-28 НМ (ночной модернизированный). 

28 августа 1995 года на вооружение армии России был принят первый в мире одноместный ударный вертолёт Ка-50 «Чёрная акула». Машина…

Вертолёт получил новый, полностью российский двигатель ВК-2500П разработки «ОДК-Климов» (Санкт-Петербург). Ранее на Ми-28 устанавливались силовые агрегаты ТВ3-117, которые ещё с советских времён производились на Украине.

Кроме того, напарник «Супераллигатора» оснащается современными бортовым радиоэлектронным оборудованием и прицельно-поисковым комплексом. Важным достоинством вертолёта считается штурманская кабина с полноценной системой управления. Она позволяет штурману заменять командира.

Ми-28НМ способен применять неуправляемые боеприпасы, ЛМУР и противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Хризантема», которые отличаются серьёзной мощностью и дальностью 10 км.

При этом, как заявил в разговоре с RT заслуженный лётчик РФ Владимир Попов, Ми-28НМ довольно хорошо защищён от современных средств поражения.

«Ночной охотник» обладает хорошей оптико-электронной незаметностью. Найти его в небе достаточно трудно, фюзеляж у него довольно узкий. Вертолёт оснащён ЛТЦ (ложными тепловыми целями. — RT), его тепловое излучение быстро рассеивается, что повышает защищённость от ИК-ракет (ракет с инфракрасным наведением. — RT)», — отметил Попов.

По мнению эксперта, крайне важно, что Ми-28НМ отлично приспособлен для боевого применения в тёмное время суток.

«На СВО особенно эффективная работа происходит в сумерках или в начале ночи, когда силы противника на земле не успевают перестроиться в «ночной режим» и по ним наносится сокрушительный удар. Благодаря такой тактике достигается внезапность применения, что априори затрудняет противодействие врага», — рассказал Попов.

«Крокодилы» и «Терминаторы»

Наряду с новейшими ударными платформами армейская авиация России использует в зоне СВО вертолёты семейства Ми-24 (Ми-35) «Крокодил». Машины оснащаются 23-мм пушкой, самонаводящимися ракетами 9М39 «Игла-В», противотанковыми боеприпасами «Штурм-В» или «Атака-М».

Одной из современных модификацией является Ми-35М. Вертолёт приспособлен к боевой работе в круглосуточном режиме и в любых метеоусловиях.

«Этот современный вертолёт оснащён приборами ночного видения, тепловизионной системой наблюдения, которая позволяет обнаруживать и распознавать объекты в любое время суток на расстоянии в несколько километров. Также на Ми-35М имеется современная спутниковая система навигации, интегрированная с бортовым компьютером», — сообщает Минобороны.

По данным военного ведомства, экипаж винтокрылой машины может применять различное ракетно-пушечное вооружение. Практическая дальность полёта превышает 450 км, максимальная скорость — более 300 км/ч.

«Вертолёт Ми-35М является модернизированной версией Ми-24… Одной из особенностей конструкции Ми-35М являются неубирающиеся шасси, что, в отличие от Ми-24, обеспечивает энергопоглощение при падении», — сообщается в материалах Минобороны.

65 лет назад первый полёт совершил самолёт-амфибия Бе-12 «Чайка». Эта летающая лодка создавалась для противодействия натовским атомным…

В зоне СВО этот вертолёт используется для постоянных ударов по пехоте, бронетехнике, опорным пунктам. Боевые вылеты совершаются даже в условиях тумана, низкой облачности, плохой видимости.

Ми-35М и другие ударные вертолёты нередко сопровождают различные модификации легендарного вертолёта Ми-8. Так, в зоне СВО эксплуатируется специальная версия «восьмёрки» для поисково-спасательных групп — Ми-8ПСГ. Минобороны РФ называет эту машину «летающей крепостью».

«С боевой нагрузкой до 4000 кг он превращается в грозную боевую единицу, способную оказать мощную огневую поддержку. Крейсерская скорость 200 км/ч позволяет оперативно прибывать в любую точку, а дальность полёта 450 км (и до 650 км с дополнительным баком) значительно расширяет географию выполнения задач», — сообщило в конце августа Минобороны РФ.

На борту Ми-8ПСГ, помимо экипажа, находятся начальник группы, спасатель и фельдшер и шесть стрелков-разведчиков. Такой отряд необходим для эвакуации лётчиков ударных вертолётов, если они потерпят крушение. 

Собственная безопасность Ми-8ПСГ обеспечивается бортовым комплексом обороны. Как отмечают в Минобороны РФ, данное изделие «засекает облучение вражескими системами наведения, воздействует на ракету в различных радиодиапазонах, а также подаёт команду на отстрел тепловых ловушек».

Ещё одной современной модификацией «восьмёрки» является транспортно-штурмовой Ми-8АМТШ (Ми-8АМТШ-В) «Терминатор». Вертолёт способен поднимать в воздух до 4 т полезной нагрузки. В частности, он может взять на борт до 36 десантников или 12 носилок с сопровождающими.

Практический потолок полёта машины — 6 тыс. м, максимальная скорость — 250 км/ч, дальность полёта — 580 км. При необходимости Ми-8АМТШ может быть оснащён четырьмя авиабомбами массой 250 кг или двумя по 500 кг, управляемыми ракетами «Атака» или «Штурм».

По мнению Владимира Попова, армейская авиация России располагает достойным парком боевых вертолётов.

«Особенность нашей конструкторской школы в том, что она создаёт универсальные и по-настоящему надёжные машины. Наши лётчики — настоящие профессионалы, что СВО тоже показала. Да, с распространением БПЛА роль армейской авиации меняется, но она по-прежнему остаётся значимой силой на поле боя», — подытожил Попов.

Средний рейтинг
Еще нет оценок

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *